“Если вы хотите знать, что делали в прошлой жизни, – посмотрите на свое нынешнее состояние. Если вы хотите узнать свое будущее, – посмотрите на свои сегодняшние действия”.
Будда (Сиддхартха Гаутама)
На продолжении всей своей жизни каждый человек сталкивается с воздействием кармы-йоги, даже не подозревая об этом. Согласно учению Бхагавадгита карма означает действие, которое не нацелено на получение каких-либо личных благ и плодов для себя.
Внешне карма-йога для окружающих никак не проявляется, так как ее процесс осуществляется на внутреннем уровне мыслей человека. Если человек социально активен, то в процессе своей жизни он использует результаты чужого труда и передает свои. Мы покупаем те или иные вещи, потому что испытываем в них необходимость. Мы видим качества этих вещей (цвет, запах, состав, форма и т.п.) но нам неизвестно с какими мыслями эти вещи создавались – с мыслями ожидания похвалы и приумножения достатка или с мыслями, что все способности, талант и профессиональные навыки – это не собственная заслуга человека, а инструмент, который был дан ему свыше. Именно такие внутренние процессы влияют на карму человека, но проходят незаметно для его окружения и социума.
В более широком смысле карма-йога – это бескорыстное служение, которое очищает душу и наполняет человека духовностью. Но соответствовать данному уровню в современной жизни достаточно сложно. Когда мы помогаем кому-либо, мы должны помнить, что наша доброта не может быть безграничной, чтобы не превратить нас в объект для использования другими людьми. В одной известной притче сказано: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить ее каждый день и перестанет быть голодным».
Очень часто бедственное положение человека – это результат, который он заслужил в силу своих отрицательных поступков (зависти, агрессии, жадности, глупости, гордыни, лени и др.). Люди склонны откладывать решение возникающих проблем и зачастую только сложная жизненная ситуация может заставить их измениться. Если кризис пройден правильно, то человек выходит из него обновленным и духовно сильным. При неправильном прохождении кризиса человек опускается ниже. Предоставив такому человеку материальные блага, мы не сможем ему помочь, а наоборот только ухудшим его положение – человек будет продолжать опускаться еще ниже, потому что вовремя не осознает, что ему необходимо себя внутренне перестроить и изменить.
Еще одним важным аспектом карма-йоги, на мой взгляд, является отношение к обстоятельствам, которые очень часто складываются не так, как нам хотелось бы. Мы выполнили добросовестно свою работу, но получили жесткую критику со стороны начальства. В этом и других похожих случаях может оказаться, что наш настрой на карму-йогу был недостаточно глубок – мы не стремились получить похвалу, но не были готовы к принятию отрицательной реакции. Как следствие внутри нас разрастается гнев, раздражение, агрессия, обида и разочарование. Многие пытаются сдержать в себе весь этот поток негатива, что на самом деле только ухудшает ситуацию – рано или поздно все отрицательные эмоции вырвутся наружу и, что хуже всего, будут направлены на наших самых близких и дорогих людей.
В этом случае важно понять и найти корень, из которого вырастает наш негатив. Причина на самом деле очень проста – мы не получили то, что ожидали и хотели, а значит все же были нацелены на конкретный результат в виде отсутствия критики. Когда мы честно признаемся в этом самому себе, то только тогда наши отрицательные эмоции растворятся внутри нас, и перестанут мешать полноценному применению карма-йоги.
Работа студентки Московского Университета Йоги Марины Шибалдиной
Еще больше информации о йоге вы можете узнать на углубленном курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.