Слово «кризис» греческого происхождения и в переводе означает «решение, поворотный пункт». Кризисом называют переходную ситуацию, в которой обычные, привычные средства достижения целей становятся неподходящими, неадекватными ситуации, и это заставляет искать новые, нетривиальные пути решения. Существует расхожее выражение, что кризис — это новые возможности. Итак, какие же поворотные пункты, переходные ситуации поджидают нас на пути практики хатха-йоги?
Самый первый кризис, поворотный пункт — это, пожалуй, собственно начало занятий. Многие согласятся, что к практике хатха-йоги приводят непростые ситуации — ухудшение здоровья, например, или внешние события, которые показали несостоятельность обычных способов реагирования, приведения нервной системы в порядок (несчастья в семье, трудности на работе). В таких ситуациях человек начинает искать, что может ему помочь, и вот он — поворотный пункт — его мысли устремляются в совершенно непривычное русло самосовершенствования и саморазвития, а ноги приводят его на первое занятие йогой. Мой личный опыт был именно таким.
Много лет мои коллеги по работе занимались йогой, бегали на занятия в обеденный перерыв, но меня это совершенно не интересовало. После рождения первого ребенка у меня очень болела спина, я заинтересовалась йогой, купила учебник по йоге, но заниматься не смогла — было слишком трудно и не очень интересно. Поворотным моментом для меня стала замершая беременность, сигнал, что с организмом что-то настолько неправильно, что надо срочно что-то с этим делать. И я пришла на первое занятий йогой, хотя подруги звали на стрип-дэнс.
Самое лучшее в этом первом кризисе — он, как правило, быстро порождает стойкий интерес к занятиям, хочется продолжать, заниматься больше, больше узнать. Хорошо, если состояние здоровья позволяет продвигаться вперед на этом этапе и появляются первые результаты (улучшается растяжка, снижается вес), но даже если быстрых результатов нет, первый интерес все равно позволяет продвинуться в практике достаточно глубоко и выработать привычку к занятиям.
Следующая переходная ситуация может возникнуть, когда приходится менять устоявшийся порядок занятий из-за состояния здоровья. Бывает, что у практикующих обостряются какие-то хронические заболевания, организм начинает очищаться, выталкивать из себя грязь, а бывает, что некорректная практика приводит к травмам. Часто за этим следует временный отказ от любимых асан, невозможность ходить к любимому преподавателю, в свою группу.
Эти периоды могут быть очень долгими и выходить из них тоже нужно постепенно. Это является настоящим испытанием для практикующего. Подарок этого кризиса — развитие чувства смирения и принятия ситуации, а также развитие способности терпеть и тренировка силы воли. Для меня такими кризисами стали последующие беременности, когда мне вообще нельзя было заниматься из-за кесарева сечения — перерывы почти в год длиной, после которых приходилось начинать все заново. Начинала заново я три раза, но каждый последующий раз это было легче и легче.
Начинающего, да и продолжающего практикующего может одолеть лень, апатия, настигнуть состояние «ничего я больше не хочу» – усталость от практики, возникшая, как правило, в результате переутомления или в ситуации, когда результатов практики приходится ждать очень долго. Часто «достичь» такого состояния практикующему помогает его окружение — близкие и друзья, которые в лучшем случае посмеиваются над его стараниями, тем более если результатов пока не было.
Подарок этого кризиса — возможность стать для себя бароном Мюнхгаузеном и буквально за волосы вытащить себя из этого состояния нежелания, немогуния и прочих не-. Возможно, это станет первой победой духа для начинающего, даст силы продолжать занятия несмотря на сопротивление своего окружения.
По мере развития практики йогина, уже довольно продвинутого, может подстерегать еще один кризис — кризис переоценки своей практики, сомнения в выбранном пути, а возможно, и разочарование в результатах. Как правило, на таком этапе учеников начинает больше интересовать тонкая анатомия йоги, нежели развитие физического тела, появляется стойкий интерес к духовной литературе, формируется желание найти духовного учителя, обрести своего гуру.
Желающему найти себя, достичь просветления становится непросто продолжать уделять достаточно внимания физической стороне практики, и занятия становятся редкими, малоэффективными в физическом плане. Подарок этого кризиса — обретение новых путей развития, духовный рост, первые шаги на пути осознанной практики раджа-йоги, приведение себя в состояние поиска, который обязательно увенчается успехом, рано или поздно, так или иначе.
Работа студентки Московского Университета Йоги