У слова йога есть много определений. Одно из них мы можем найти в древнейшем тексте о йоге – Йога-сутрах, записанном мудрецом Патанджали примерно две тысячи лет назад. Это определение звучит так: «йога есть читта вритти ниродха». В переводе с санскрита означает «йога есть остановка колебаний ума». Читта – ум, вритти – колебания, ниродха – остановка, прекращение, отсутствие.
Наш ум – это непрерывный поток мыслей и образов, его можно сравнить с бушующим ветром или с волнами на поверхности океана. Эти волны и порывы ветра и есть колебания, которые йога должна прекратить или сделать хотя бы более спокойными. Останавливая колебания своего ума, йогин погружается в глубины себя и через эту практику познает Бога и соединяется с Ним. Бог в Йога-сутрах называется словом Ишвара, и это слово необязательно обозначает Бога. Для каждого йогина Ишвара может быть своим. У кого-то Ишвара ассоциируется с Высшей Душой, у кого-то с каким-нибудь Божеством (Шива, Кришна, Ганеша и другие), у кого-то с Безличным Абсолютом.
Практикующий йогу может прийти к состоянию читта вритти ниродха, используя тот метод, который ему больше подходит и больше нравится.
Йогин может выбрать Аштанга-йогу Патанджали из Йога-сутр. Аштанга переводится с санскрита как «восемь ступеней» или «восемь частей». Эту разновидность йоги еще называют Раджа-йогой (высшей йогой, на санскрите раджа – это «царь», владыка»). Эта йога описана раньше, чем другие виды йоги, она является для других видов йоги основой.
Йога Патанджали включает в себя такие ступени:
1. Яма. Правила морали. Ахимса – ненасилие, Сатья – правдивость, честность, Апариграха – непринятие даров, Астейя – неворовство, Брахмачарья – воздержание.
2. Нияма. Правила, обращенные на самого себя. Шауча – чистота, Сантоша – удовлетворенность, Тапас – энергия и страсть в практике, Свадхъяя – самообразование, Ишварапранидхана – упование на Ишвару и посвящение Ему плодов практики.
3. Асана. Устойчивая (стхирам) и удобная (сукхам) поза сидя.
4. Пранаяма. Дыхательные техники с задержками дыхания.
5. Пратьяхара. Отвлечение внимания от внешних объектов и обращение его вовнутрь. 6. Дхарана. Сосредоточение сознания на одном объекте.
7. Дхъяна. Более длительное сосредоточение, медитация.
8. Самадхи. Глубокое сосредоточение, глубокая медитация, при которой ум йогина растворяется в объекте, на котором он сосредоточился, и йогин перестает ощущать себя отдельным существом, сливается с Богом.
Известны и другие пути достижение йогического состояния сознания.
Такие как:
– Хатха-йога. «Хатха» переводится как «усилие», «напряжение» или как слияние ума (ха) и энергии (тха). Хатха-йога включает в себя шаткармы (процедуры очищение тела), асаны (устойчивые позы), пранаямы (работа с дыханием), бандхи (энергетические замки), мудры (позы с использованием бандх). Иногда Хатха-йогу считают подготовкой к медитации, потому что Хатха тренирует и очищает тело. Если тело натренировано, то медитировать гораздо легче.
Бхакти-йога. Подходит для эмоциональных людей. Бхакти-йога заключается в непрерывном памятовании о своем Божестве и отношении к нему, как к возлюбленному. Бхакти-йогины воспевают мантры во славу своих божеств, преподносят им специально приготовленную пищу. Например, современные бхакти-йогины – это кришнаиты.
Мантра-йога – воспевание мантр для различных божеств (Кришна, Шива, Ганеша, Сарасвати и т.д.) или повторение мантры «ом».
Карма-йога. Она описана в «Бхагавадгите». Карма переводится с санскрита как «действие». Этот вид йоги заключается в том, что человек совершает только те действия, которые должен совершить и которых нельзя избежать. Человек живет по своей дхарме (дхарма – долг).
Любой из вышеперечисленных путей ведет Практика к самому прекрасному, а именно – к воссоединению с Богом.