«Лучше всего работает тот, кто работает без всякого личного мотива, – не из-за денег, не из-за славы, не из-за чего-либо другого. И, когда человек может работать так, без всякого пристрастия, он становится Буддой, и из него исходит такая сила труда, которая может изменить весь мир. Такой человек представляет собой высший идеал Карма-Йоги»
Свами Вивекананда
Карма-йога является одной из четырех основных видов йоги в философии Индуизма. Смысл практики йоги заключается в бескорыстном служении миру и выполнении «предписанных» обязательств вне привязанности к «плодам труда». Цель: «мокша», освобождение, или «бхакти», обретение любви к Богу. Дословный перевод звучит как «единение через действие». Независимо от рода действия, специфики и масштаба работы, вклад может быть одинаково ценен, если действие идет от сердца, где реализация эгоистических потребностей не является истинной целью. Согласно учению Бхагавад-гиты, данная деятельность, без ожидания какого-либо результата, «отчищает ум» и способствует возвышению и духовному росту. По словам Кришны, нет абсолютной разницы между действием «в миру» и полном уединении для достижения этой цели. Состояние, как действия, так и бездействия обусловлено лишь «состоянием сознания», т.е. разница между ними условна. В узком смысле, карма – это результат действий, сами действия. Следовательно, что бы мы ни делали, каждый наш поступок отразится в будущем, и как скоро, абсолютно неизвестно.
Немаловажным является принятие и понимание законов кармы, а также реинкарнации. Согласно законам кармы, каждая жизнь есть заслуга того, что «заработал» в предыдущей реинкарнации (воплощении). И каждая последующая инкарнация будет отражать как «долги» с прошлого воплощения так и следствия «даров» за то, что совершил когда-то давно, будучи в другом теле, проживая иную жизнь. В процессе жизни у нас формируются определенные подсознательные впечатления, «самскары», которые и побуждают нас к следованию по тому или иному пути. И от того, положительные это или отрицательные впечатления, и зависит, к греховной мы будем тяготеть жизни или стремиться к благостной. Между жизнями следы от самскар также остаются, особенно самые сильные, «ближе» всего к «поверхности». И до тех пор, пока мы не избавимся от них полностью, так и будем вечно крутиться в колесе перерождений (Колесо Самсары) и не достигнем «мокши», освобождения.
Карма-йогу можно разделить на две части. Первая: накопление самой кармы как совокупности разнонаправленных действий, для удовлетворения своего эго или во имя высших целей. И вторая: «исправление», перенаправление «неправильных» действий, уход от эгоистичности и обретение «свободы души». В философии йоги существует два аналогичных понятия: “правритти” – движение по направлению к чему-нибудь, и “нивритти” – движение прочь от чего-нибудь. Правритти проявляется в нашем стремлении к получению материальных благ, к тому, что велит нам наше эго, будь то чья то «любовь», «уважение», или дом и самолет. Когда это стремление ослабевает, – мы получаем то, чего хотели, или перенасыщаемся этим, или нам, наконец, надоедает гнаться за очередным «мороком ума»,- настаёт пора нивритти, или отдаления, отхождения, где главными ценностями становятся нравственные: Вера и/или Религия. Характер деятельности меняется, появляется способность к самоотречению, или полному самоотречению, готовности к пожертвованию умом, телом, и всем остальным, что имеешь, для другого существа. Постижение этого состояния в Карма-йоге считается совершенным. Его возможно достичь разными путями. Совершенствование своего труда до степени безразличия к его результатам, полной самоотдачи процессу и безусловной любви к другим людям и Миру, – один из них. В случае устремления к поиску высшей целей и познанию воли Творца, деятельность может проявляться согласно основным принципам Бхакти-йоги (путь служения Богу). Практика Карма-йоги в соединении с медитацией позволяет развить интуитивные способности и разум, что способствует прохождению по всем восьми ступеням Аштанга-йоги (основополагающие принципы йоги Патанджали), – еще один, третий путь развития, Раджа-йога.
Однако какой бы путь не был выбран, главным является ни задача во имя достижения цели, а искреннее желание и следование принципам служения. Беспричинно и вне каких-либо ожиданий. Однажды Будда сказал: “Я не хочу знать ваших теорий о Боге. Какая польза в обсуждении тонких доктрин о душе? Будьте добры и делайте добро. Оказывайте помощь там, где она требуется, не задумываясь. Это приведет вас к свободе и к истине, какова бы она ни была”. Добро не зависит от того, в каких условиях ты находишься в тот или иной момент времени, и какой труд тебе предстоит, и какова твоя вера. Помощь более всего нужна там, где в ней нуждаются. Просто делай то, что тебе доступно, то, что от тебя требуется в меру своих возможностей, не оценивая, а доверяя. Богу, Жизни, Карме. Труд должен быть подобен долгу. Делать с максимальной самоотдачей и ничего не ждать взамен. И он будет равносилен и у дворника, и у учителя, и у президента. У каждого свои кармические задачи, и каждый должен выполнять именно их. Тогда добро будет действительно таковым, бескорыстным и благостным, несущим любовь и освобождение как творившему, так и тем, кому оно было направлено.
Работа студентки Московского Университета Йоги Ирины Стрельниковой
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.