Каждый этап развития человечества можно охарактеризовать в силу преобладания тех или иных отличительных признаков: специфики времени, мировоззренческого уклада, ценностной ориентации и других особенностей. Потребности общества в сочетании со сложившимися культурными ценностями диктуют, в какую сторону будет двигаться процесс развития и каковы его тенденции, динамика. Если в древности основными задачами было: выжить, заниматься земледелием, охотой, военным делом, – то и интересы, ценностные ориентиры были соответствующими, отражая потребности жизнедеятельности общества. Наиболее яркими чертами того времени можно назвать тотемизм, шаманизм и фетишизм. Позже возникла необходимость в существовании философских догм, способных ответить на «вечные» вопросы.
Какова природа человека? Его возможности? Цель существования? Начали формироваться основы религии – появились религиозные обряды и практики. Особое внимание стало уделяться способам соблюдения и выражения религии; почиталось поклонение, служение и следование устоявшимся традициям. В Индии – это рассвет теизма и монизма. В Древних Ведах оба течения рассматриваются как основополагающие и равноценные, занимая центральное положение в определении философии, и, несмотря на противоположную направленность и взаимоисключающие друг у друга принципы, объединяются в единую концепцию монистического теизма. Бог есть все и ничто; вечность и временная ипостась; Создатель и Единый Абсолют и одновременно часть всего; Добро и Зло в единстве их противоположности. Цель жизни – в отречении от мирских желаний и посвящении себя служению Богу. Все остальное – лишь способы достижения этой цели. Мокша, полное освобождение, и, конечно, нирвана… Состояние высшего блаженства и экстаза в результате соединения с Богом, Абсолютом.
В более поздний (классический) период индийской философии появляются также признающие авторитет Вед неортодоксальные даршаны (школы): Буддизм и Джайнизм, отрицающие Бога как создателя, но верящих в силу Сознания. Джайнизм рассматривает жизнь как колесо вечных перерождений, образующих карму, считая человека способным управлять ею; чтобы освободиться, необходима лишь аскеза (отречение) и совершение благих деяний. Буддизм отвергает крайности как посвящения себя чувственным удовольствиям, так и пути аскезы и самоистязания. Вся жизнь есть страдания, и чтобы их прекратить, необходимо устранить жажду удовлетворения желаний посредством соблюдения четырех «истин».
Одной из шести ортодоксальных (продолжающих ведические традиции) школ считается йога, философия которой принята также неортодоксальными даршанами, т.к. соединяет в себе черты обоих направлений. Ее теоретическим обоснованием можно считать санкхью (предшествующее ортодоксальное течение), проповедывающую «атеистический плюрализм». «Корни» самого учения берут свое начало в Йога-Сутрах Патанджали (2-4 в. до н.э.). Текст является прародителем и основным постулатом хатха – и раджа-йоги, вместе составляющих аштанга-йогу (восемь ступеней постижения «самадхи»). Йога рассматривается как система или совокупность психологических и физических техник, а также и принципов нравственного поведения, на гуманистической основе, направленных на возвышение состояния сознания, которые, в конечном счете, и приведут к освобождению и блаженству. Человек является одновременно и объектом и субъектом восприятия и познания. Инструмент познания: собственное сознание.
В отличие от сугубо духовных практик или религии, йога дает ощущение внутреннего баланса посредством углубления в изучении себя, нахождения ответов на интересующие вопросы в своем сознании, без необходимости в постижении иных источников знаний и содействия духовных авторитетов-учителей или «проводников». Также, подобно спорту и гимнастике, асаны в сочетании с элементами медитации, слитых воедино, приводят в порядок тело, психоэмоциональное состояние и успокаивает ум. Синтез всех этих эффектов и является и отличительной чертой от медицины, где методика заключается только в излечении тела, устраняя при этом лишь симптомы, а, не выявляя и не помогая решить реальные причины. Комплексный подход для здорового «тела и духа», как говорят сейчас многие. И они правы. Йога является не только систематизированной упорядоченностью методов и принципов работы телом и умом, но и может служить хорошим практическим пособием для жизни в целом. В современное время психологический аспект и физическая составляющая стоят во главе востребованности, выявляя текущие потребности людей, их устремление найти баланс этих граней. Зачастую приходиться сталкиваться с огромным количеством стрессов и соответствовать быстрому ритму жизни, где возможность лишний раз подумать или посозерцать может стать редкостью. Во время выполнения практики йоги состояние меняется. Как в силу физиологических процессов, таких, как: нормализация функций всех систем организма, укрепление мышц, очищение от токсинов, повышение уровня эндорфинов, снятие нервного напряжения, восстановление и замедление дыхания и др. Так и в силу уравновешивания психологического состояния посредствам налаживания баланса обоих полушарий головного мозга, избавления от агрессии, замедления работы ума и отвлечения от забот повседневной жизни… Неслучайно мы открываем для себя дорогу к коврику в период активной жизненной составляющей, или наоборот, когда чувствуем некоторый «застой» в делах и хотим как то «взбудоражить» внутреннюю энергию, привлечь в свою жизнь что то новое.
Учитывая переориентацию приоритетов в пользу внешней атрибутики и проявления во вне, нежели внутреннего развития, для современного общества, в силу особенностей Кали–юги, самой действенной и эффективной практикой для трансформации своего сознания и поддержания психо-физического баланса является практика Хатха-йоги.
Работа студентки Московского Университета Йоги Ирины Стрельниковой
Углубить свои знания о йоге вы можете на Годовом курсе изучения йоги или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги ТТС 208 и ТТС 250/280.