Вся наша жизнь – изменение состояний сознания. Ведь из этого состоит наша реальность. Не зря мудрецы говорят, что весь мир, все секреты хранятся в нашем уме, он содержит все знания Вселенной.
Йога – путь обуздания своего ума. Практикуя ее, человек останавливает внутренний диалог, осознает, что происходит с его умом, обуздает, контролирует его, и приходит к балансу.
Йога – методика, благодаря которой человек приобретает что-то новое. При этом во время практики мы работаем только с тем, что у нас уже есть. Телом, умом и духом.
Парадокс, не правда ли?
Правда. Но на этом парадоксе все основано. Все скрыто в нас самих. Только работая с собой, в первую очередь, со своим главным органом – умом – мы приобретаем либо теряем.
Корень напряженности – неведение, неведение того, что человеческое сознание является зеркалом вселенского и пытаться изменить то, что мы не можем изменить (устройство мира, других людей) и не изменять то, что мы реально можем изменить (себя, свой ум) и рождает наше неудовлетворенность окружающим нас миром и собой в первую очередь.
Главной целью йоги по Патанджали являются неведение истины неприязнь и страх смерти, эгоизм, привязанность. Это те состояния сознания, от которых нужно избавиться, чтобы обрести освобождение и найти путь к своему счастью.
Мы ищем такое состояние сознания, при котором личность становится способной исследовать все слои собственного ума, добиться осознанности и обрести полную свободу. При таком состоянии человек способен устранять существующие ограничения, раскрыть свой потенциал, способный отражать природу своего ума, а значит, сформировать из ума чистый инструмент, способный отражать процессы вселенского разума.
Однако все психологические системы, в том числе и эта, исходят из посылки, что каждый человек, даже если он является всего лишь зеркалом вселенского разума, индивидуален. У всех разные характеры, темпераменты, склонности набор дош иил гун (неважно, какими терминологическими инструментами мы оперируем при описании). Поэтому даже в рамках йоги существуют различные пути достижения этого «чистого» сознания. Главное, чтобы выбор подходил индивидуальным характеристикам.
Бхакти йога – для тех, кто склонен к набожности, эмоционален.
Джняна йога предполагает внутреннее исследование реального смысла, положений философии санкхья и достижения таким образом более высокой степени осознания.
Карма йога подходит для людей, активных от природы. Ее можно считать частью бхакти йоги, яма и нияма также предполагают следование ей.
Раджа йога предназначена для тех, у кого сильная воля.
Однако все эти направления частично повторяют друг друга или перетекают один в другой. Успех в бхакти или джняна йоге влечет за собой совершенство в раджа йоге, карма йога подразумевается в пути бхакти йоги и первых ступенях раджа йоги (яма и нияма).
Главное при этом стереть все ограничивающие и негативные функции ума, очистить зеркало (ум) от пыли (мелочность, эгоизм, неведение).
Какие бы методы достижения читты вритти человек ни избрал, она может быть достигнуто при соблюдении вайрагьи и абхьясы. Непривязанность и постоянная практика – главные условия остановки колебаний блуждающего ума.
Работа студентки Московского Университета Йоги Натальи Разеповой
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.