(санскрит: Vira – герой, воин. Bhadra – благой, прекрасный, совершенный, отличительный)
Однажды Дакша устроил большое жертвоприношение, но не пригласил на него ни свою дочь Сати, ни ее мужа Шиву, главу богов. Сати все же пришла на праздник, но, будучи глубоко оскорбленной и униженной, бросилась в жертвенный огонь и погибла. Когда Шива услышал об этом, он рассвирепел, вырвал волос из своих спутанных кудрей и бросил его на землю. Тотчас из земли восстал могучий герой по имени Вирабхадра, ожидая повелений Шивы. Ему было приказано повести войско Шивы против Дакши и нарушить обряд жертвоприношения. Вирабхадра с войском ураганом налетел на гостей Дакши, нарушил обряд жертвоприношения, обратил в бегство других богов и жрецов и обезглавил Дакшу. Шива, тоскуя о Сати, удалился в Кайлас и предался медитации. Сати родилась вновь как Ума в доме Гималаев. Она снова добивалась любви Шивы и, в конце концов, покорила его сердце.
«Рождение Бога войны» – взято из поэмы Калидасы «Кумара Самбхава».
На первых этапах освоения хатха-йоги, как и многим другим новичкам, мне было мало что известно о сути и философии йоги. Честно говоря, в йогу я пришла улучшить свою физическую форму и развить в себе гибкость. Очень нравились динамические крии и асаны на вытяжение. Статические асаны давались с трудом. Самая сложная и нелюбимая для меня была тогда Вирабхадрасана I – поза воина I. При выполнении этой асаны в бедрах создавалось очень сильное напряжение, стопы сводило, трудно было держать руки, наблюдалась полная неспособность расслабиться в этой позе, беспокойный ум прыгал с одной мысли на другую. Конечно, уже не шло никакой речи о долгом удержании Вирабхадрасаны. После нее хотелось как можно быстрее перейти к другим асанам.
На своем пути я всегда встречала хороших и мудрых учителей. Один из моих учителей говорил, что если в йоге трудно дается какая-либо техника, или даже, становится ненавистной, значит, в момент ее выполнения у практикующего происходит большая внутренняя работа. И эту нелюбимую технику или асану нужно практиковать регулярно, снова и снова, пока тело не будет чувствовать себя гармонично при ее выполнении. И я продолжала практиковать, хотя совсем не верила, что я когда-нибудь буду способна полюбить позу воина.
Безусловно, любая асана йоги требует силы на выполнение, но Вирабхадрасана I особенно. Не просто так эта асана посвящена богу войны. Очень важно корректно отстроить эту асану. Отстройка позы воина I также дается нелегко и не сразу. Если йогин в этой асане испытывает неустойчивость и дискомфорт, это означает, что асана отстроена некорректно. Для выполнения позы воина I важно положение всего тела: обе стопы прижаты к полу, ноги сильные, колени подтянуты, копчик тянем вниз, таз стараемся «закрыть», спина ровная и сильная, руки подняты над головой, взгляд направлен вверх или вперед… От стоп до макушки эта асана пронизана силой.
На физическом уровне выполнение Вирабхадрасаны I способствует развитию и укреплению мышц ног, ягодиц, спины, пресса, увеличивает силу и выносливость. В этой позе тренируется сердечно-сосудистая система, улучшается чувство равновесия. Практикующий должен добиться очень устойчивого положения в Вирабхадрасане I. Концентрация в этой асане безусловно улучшается, ведь без концентрации практически невозможно выполнять позу воина.
На энергетическом уровне, асана подходит для работы с намерением. Ведь для выполнения позы воина требуется собрать свою волю, чтобы выстоять неподвижно, смело и спокойно глядя вдаль. Мощная концентрация и ровное спокойное дыхание способствуют осуществлению намерения практикующего. Также, считается, что Вирабхадрасана I стимулирует муладхару и свадхистану чакры. Когда мы стоим в позе воина, наши стопы плотно прижаты к полу, и мы стремимся стоять неподвижно, как нерушимая скала, что вполне может символизировать укоренение, силу, энергию, волю, непоколебимость. Словно могучий воин, которого создал Шива, йогин стоит в этой асане. Тело его сильно, а ум спокоен, он излучает уверенность и силу.
Согласно легенде, Вирабхадра – весьма свирепый, подобно бушующему огню, бог войны. Он олицетворяет собой орудие Шивы, направленное против невежества, обрядов, догм, заблуждений и лжи. Вирабхадра это один из аспектов бога Шивы в гневе, он олицетворяет его могущественную волю. Этот грозный бог войны является олицетворением мудрости, бесстрастия, правды, выносливости, стойкости, самопознания. По вышеупомянутой легенде, Вирабхадра есть сила действия, он наделен определенным могуществом, что делает его способным реализовать свою волю.
Считается, что Вирабхадра символизирует разрушающую силу, направленную против наших собственных негативных аспектов: тщеславия, заблуждений, ложных ценностей, неосознанности. Этот бог войны является к нам, чтобы открыть наше сердце, чтобы принять и осознать всё, что дала нам жизнь, без страхов и предрассудков. Своим появлением, Вирабхадра сотрясает наш старый мир со всеми его предрассудками и догмами.
При изучении легенды приходит понимание, почему Вирабхадрасана I дается так нелегко. Во время ее выполнения действительно идет огромная внутренняя работа. Эта работа подобна борьбе. Тело оказывает огромное сопротивление. Внутри йогина разжигается огонь битвы. Если провести аналогию с легендой, то можно сказать, что на тонком плане происходит битва между заблуждениями и истинным знанием, битва во имя очищения разума. Проходя сквозь очищающий огонь позы воина I, сознание йогина очищается. В Вирабхадрасане I практикующий прорабатывает свои негативные тенденции, познает себя, избавляется от застарелых, налипших на него предрассудков и убеждений, очищает свой разум от заблуждений. Физическое тело становится выносливым и стойким. Вирабхадрасана I ведет мощную работу с разумом йогина через его тело. Регулярно практикуя позу воина I, йогин уже никогда не вернется к своим прежним убеждениям и прежнему образу жизни.
Моя регулярная практика дала свои результаты. Теперь я полностью осознаю себя в Вирабхадрасане I и очень ценю эту мощную по своему воздействию асану. С регулярностью практик приходит осознанность, а также четкое понимание того, что йога это не только асаны. Йога это древняя философская наука и каждая асана йоги имеет немалое воздействие на ум и тело практикующего, способствует развитию положительных поведенческих тенденций у йогина.
Мантра богу войны Вирабхадре:
O Namo Veerabhadraya Vairi Vamsha Nivinasaya Sarvaloka Bayankaraya Beema Veshaya Hoom Phat Vijaya Vijaya Hreem Hoom Phat Svaha
Работа студентки Московского Университета Йоги Воякиной Елены