Занимаясь йогой, мне пришлось несколько раз сталкиваться с болевыми синдромами. Первый «звонок» прозвучал после переусердствования в Конасане. Боль от паха по внутренней стороне бедра появилась наутро после занятий и не проходила несколько месяцев. Я поняла, что плохо слушаю свое тело, а также хорошо слушаю свое эго (красиво сделала в ущерб своему телу).
Длительное время пришлось осторожничать в практике с целью восстановления перерастянутой мышцы. Через пару лет у меня заболела шея во время выполнения сарвангасаны. Имея прошлый опыт долгого восстановления «физики», я посоветовалась с преподавателем, но, так как я не совсем поняла его объяснения, то поискала у нескольких авторов пояснения по асане, чтобы понять свою ошибку. Хорошо, что проявила осторожность и настойчивость, выполнять стала более осознанно.
Одна из девушек из нашей группы забросила йогу, потому что довела шею до серьезной проблемы. Тогда я впервые задумалась о том, что низкая квалификация преподавателя наносит вред здоровью занимающегося. Прочувствовала, какая огромная ответственность лежит на преподавателе, адекватно ли он дает группе асаны, достаточно ли поясняет корректность выполнения.
Кроме физической безопасности, хочется сказать и о психологической безопасности занятий. Этот аспект занятий «всплыл» после занятий с К. Ржаным «Трансформация блоков подсознания». Во время занятия была «вытащена на свет» старая наболевшая ситуация. Техника проработки эмоции в этой ситуации была дана под запись. Предполагалось, что каждый самостоятельно поработает дома. После занятий ощущалась психологическая тяжесть от всплывшей эмоции. Утром проснулась с тяжелым чувством, что произошло что-то негативное. Под глазами темные круги, как будто я плакала, как будто меня обидели. Настроение никакое. Коллеги заметили, поинтересовались, что у меня с самочувствием.
Целую неделю я ходила как заплаканная, внутри ощущая старую обиду, которая не прощена моему обидчику до сих пор. Чтобы приступить к выполнению техники, рекомендованной преподавателем, необходимо сначала войти в ситуацию, а поскольку это болезненно, то так и ходила с непроработанной ситуацией, каждый день понемногу отпуская ее, обдумывая, ощущая ее власть надо мной, понимая, что время, намерение и вера вылечат эту боль.
Яркий пример нанесения себе вреда с помощью йоги и собственного безразличия к своим нуждам, а также исцеления с помощью медицины и йоги описан в интервью с Владимиром Ананьевым в прессе: «Проводил по несколько персональных уроков после группового, а вечером еще групповой. У меня всегда болела голова, потому, что я не успевал отдохнуть, ведь все хотели заниматься. Выпивал пару таблеток от головной боли и чашку крепчайшего черного кофе, делал 10 циклов Сурья Намаскар и ехал в клуб.
Вечером приходил домой и первый раз за день наедался и засыпал. Утром просыпался с головной болью. Так шел год за годом… Духи йоги взяли меня за шиворот и хорошенько встряхнули, а то я уже думал, что выше человеческих слабостей: могу есть что угодно, жить как угодно… Рак четвертой стадии… быстро восстановился после первой операции…, потом была вторая и химиотерапия. И я занимался и занимался. Врачи говорили: это невероятно, вам делают химию, у вас должен быть иммунитет ниже плинтуса, а он с каждым разом все выше! И все органы у вас работают идеально…
– А Вы не думаете, что Ваше тело Вас предало? –Нет. Мое тело не предавало меня, это я его предал… Я понял, что такое йога – она дала мне возможность преодолеть ужасающие последствия и болезни, и лечения. Более того, она дала мне новое понимание практики, раньше, когда делал асаны, я рассчитывал на свои силы, на приобретенную гибкость. Потом мне не на что было рассчитывать, кроме своего понимания. Моя практика стала совершенно другой, сейчас в ней не осталось даже капли напряжения, это просто погружение во что-то очень спокойное, очень глубокое и очень эффективное».
Элементарные методы корректности в практике йоги – это дыхание через нос, разогревающие упражнения в начале практики, малоамплитудная практика для тугоподвижных суставов, плавный вход в асану и плавный выход из нее, щадящая нагрузка на травмированный сустав, корректное время нахождения в асане, выполнение компенсирующих асан, чередование напряжения и отдыха. Необходимо учитывать противопоказания и предостережения для выполнениясложных асан, заменять асаны на более подходящие практикующему, соблюдать последовательность в выполнении асан, а также практиковать сложные только после полного освоения подготовительных асан.
Так например, сиддхасану, сукхасану, падмасану не рекомендуется выполнять людям с пояснично-крестцовым радикулитом; не рекомендуется выполнение бхуджангасаны лицам с язвой желудка и двенадцатиперстной кишки; при выполнении йога-мудры нельзя перенапрягать спину, лодыжки, колени или бедра, пытаясь растянуть мышцы больше, чем позволяет их эластичность; матсиасану можно заменить супта-ваджрасаной; чакрасану можно практиковать только полного освоения таких асан с прогибом, как бхуджангасана, шалабхасана, дханурасана, сетубандхасана, а также при отсутствии таких противопоказаний, как травма шеи, высокое или низкое давление, головная боль, туннельный синдром.
Правда в том, что нет йогина, который бы никогда не травмировался во время занятия. Наверное, это следствие того, что у духа нет пределов, а тело хочет следовать какза духом, так и за своим эго. Растяжение сухожилия, защемление нерва, смещение позвонка, воспаление мышцы – вот те йоговские травмы, которые являются учителями, так как помогают обнаружить дисбаланс, перфекционизм, безответственность. Необходимо изучать технику безопасного выполнения асан, практиковать разумный подход, корректировать практику в соответствии с возможностями тела на данном эта пеего развития и состояния.
Работа студентки Московского Университета Йоги Татьяны Ошовской
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.