Все мы являемся, по сути, системами одного уровня, и, возможно, именно поэтому движемся в одном направлении (обозначим его как слияние со Вселенной), тем не менее обладаем индивидуальностью, рядом отличительных черт, и движемся каждый своим собственным путем, используя методы и инструменты, облегчающие этот выбранный путь. Исходя из таких индивидуальных особенностей, психофизиологических характеристик человека, уровня осознанности, на котором он находится, и выбирается тип йоги, практикуя которую человек получает возможность достичь цели наиболее эффективным для себя путем. Остановимся на двух из них – путь карма-йоги и путь раджа-йоги.
Карма-йога.
Каждое живое существо в этом мире наделено правом выбора – делать или не делать, совершать или не совершать то или иное действие. Но вместе с тем на нас ложится ответственность за совершенные действия и последствия наших поступков. Это и есть закон кармы. На протяжении всей жизни мы совершаем действия, и всю жизнь мы отрабатываем карму (как плохую, так и хорошую), в том числе и карму прошлых жизней. Это бесконечный круг, разорвать который не просто. Может показаться, что лучше вообще ничего не делать, но это не так. Суть карма-йоги хорошо передана в Бхагавад-гите в диалоге Кришны с воином Арджуной, когда тот не хотел сражаться против родных и близких. Кришна объяснял, что человеку следует исполнять предписанный долг, и если ты воин, ты не можешь отказаться от сражения, но ты не должен думать об исходе этой битвы. Выполняя действия без привязки к результату, без оценки плодов своего труда, мы изживаем свою карму. Поэтому говоря о карма-йоге, мы также говорим об осознанности действий. Совершенное выполнение работы на благо общества без привязки к результату, с пониманием, что результат не является твоей заслугой, а заслугой Создателя, способствует интенсивному духовному развитию практикующего. Практика карма-йоги тесно связана с бхакти-йогой– безусловной любовью и преданным служением Создателю. Понимание того, что совершаемые тобой действия направлены на благо Бога, наполняет человека счастьем, дарит удовлетворение, придает смысл жизни.
Раджа-йога.
Раджа-йогу можно рассмотреть как комбинацию карма-йоги и бхакти-йоги, этот путь невозможен без идеи непривязанности, но не только на уровне действий и их результатов, а в целом на уровне материального мира. В раджа-йоге выделяют 8 этапов, или правильнее сказать 8 составляющих, ведь исключить какой-то из этапов нельзя: яма (нормы поведения по отношению к себе), нияма (соблюдение моральных принципов, следование правилам, установленным в обществе), асана (устойчивое удобное положение), пранаяма (дыхательные техники для управления праной – жизненной силой), пратьяхара (отвлечение внимания от внешнего мира, от объектов, на которые оно направлено), и самьяма (совокупность дхараны – концентрации, дхьяны – сосредоточения и самадхи – высшее наслаждение, соединение с Абсолютом). Раджа-йога – это работа с умом человека, остановка мыслительного потока, контроль разума. Только научившись управлять своим телом и эмоциями можно переходить к работе с умом. В процессе практики постепенно осознаются сферы ума: сознательная, подсознательная, сверхсознательная. Человек выходит за пределы тела, ума и времени, соединяется со своим Создателем, достигает высшей цели.
Мы сегодняшние – это результат наших вчерашних мыслей и поступков, а мы «завтрашние» будем являться результатом мыслей и действий в сегодняшнем дне. У нас не так много времени, чтобы измениться.
Успехов в йоге!
Работа студента Московского Университета Масловской Елены
Углубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги