Хатха Йогу называют так же Йогой Энергии (Прана Йогой или Йогой энергии восходящего сознания), поскольку Хатха Йога представляет собой конкретный путь для реального переживания движения праны. Практикующий получает реальный опыт благодаря различным техникам, проверенным временем. В настоящей работе рассматриваются техники концентрации и управления праной, называемые Бандхами.
Прана в хатха Йоге это проявление созидающей, живой и разумной силы, получившей в древних трактатах название Шакти. Шакти рождается Шивой, изначальным чистым Разумом. В момент своего появления она игнорирует своего создателя — бесформенное, вечное и неразрушимое сознание. Это универсальное сознание постоянно присутствует в энергии, выражаясь в способности живых организмов к самовоспроизведению. В современной науке этот феномен получил название Аутопоэзис, от древнегреческого «ауто»- сам, и «поэзис» -сотворение, производство.
Способность живого организма к самовоспроизведению и к самоконтролю в особенности проявляется при оплодотворении яйцеклетки, рождениии ребёнка. Регенерация тканей при заживлении ран, самовозобновление организма на клеточном уровне, всё это есть проявления созидающей энергии и универсального сознания, присутствующего в ней.Согласно тантрической йоге, именно Шакти порождает процесс самовоспроизведения. В человеке эта универсальня энергия Шакти проявляется в виде силы, структурирующей прану. Чем больше Шакти создаёт материи, тем дальше она уходит от чистого сознания.В связи с этим человек часто ощущает себя только как физическое тело и отождествляет себя с ним, забывая о своей настоящей сущности.
Управление и направление энергии жизненных ветров с помощью бандх.
Бандхи помогают нам сохранять и направлять энергию. В живых организмах сила праны разделяется на различные потоки, называемые так же Вайю. Вайю в данном контексте означает «жизненный ветер», сила природы, которая с помощью чакр и связанных с ними сплетений приводит в действие несколько автоматически функцинирующих отделов человеческого организма.
5 наиболее важных вайю — прана, апана,самана, удана и вьяна. Жизненные ветры сильны, когда существует гармония между различными органами тела и тонкими оболочками. Это идеальное взаимодействие нарушается, когда тело подвергается неблагоприятному воздействию извне — загрязнённый воздух, неперевариваемая пища, неправильное положение тела и т. д., и изнутри, как то нездоровые мысли и желания. Согласно Свами Шивананда «Вайю (воздух) — жизненная сила и её функциональное проявление в теле тонком, или жнергетическом (сукшма -шарира), есть дыхание жизни, основа человеческой силы, то, от чего изначально зависит жизнеспособность и физиологическая активность всех систем и органов».
Пранавайю находится в области грудной клетки и, являясь принимающей силой, отвечает за всё, что проникае в тело, например пища, воздух, ощущения, происходящие от органов чувств (запахи, зрительные и осязаемые образы, вкус и т. д.),а так же за вдохновение и креативность.
Апанавайю — сила выводящая, находящаяся внизу живота и отвечающая за всё, что выводится из тела — фекалии, слова, жестикуляция, физический контакт, роды.
Саманавайю — сила, отвечающая за трансформацию — пищеварение, переработку информации, ощущений от сенсорных впечатлений.
Пранавайю и апанавайю являются двумя противоположными потоками — соответственно восходящим и нисходящим, принимающим и выводящим. Эти две силы имеют тенденцию рассеиваться. Прана стремится вверх, а апана вниз.
Устранение этого дисбаланса и является непосредственной задачей практики Бандх.