+7(965)119-12-30
v@yogauniversity.ru

Центр в Ясенево: +7 (495) 423-52-00
Центр на Достоевской: +7 (903) 011-44-59 Центр на Достоевской: +7 (495) 133-72-35

ХАТХА-ЙОГА. Основные направления хатха-йоги


Хатха йога - это комплексы асан и пранаям приводящие практикующего в нужное им состояние напряжения или расслабления в зависимости от построенной последовательности упражнений. В древности йога была секретной практикой для избранных людей, получающих знания исключительно от своего учителя (гуру-джи) к ученику (садаку) в качестве преемственности для дальнейшей передачи ее в руки следующих учеников. Каждому ученику практика (садана) передавалась в индивидуальной форме максимально приближающей данного ученика к пониманию и дальнейшему просветлению. В наши времена, когда йога стала доступной для всех возникло множество традиций отличающихся друг от друга в последствии разнообразной формы обучения, ведь каждый ученик своеобразен и учитель должен знать какие методы более или менее подходят ученику для само реализации. Одним из таких учителей был Кришнамачарья у которого было много учеников и каждого из них он обучал по разному. Особа одаренные ученики Аенгар и Паттабхи Джойс выучившись, создали каждый свой стиль Аенгар йогу и Аштанга виняса йогу, матоды которых на мой взгляд являются практически противоположными относительно друг друга но взаимодополняющими. Аштанга виняса йога подразумевает собой восьмиступенчетый путь включающий в себя развитие нравственных и этнических качеств (яма, нияма), асан, пранаям и далее три ступени различных психо-энергетических практик, приводящих практикующего к последней ступени состояния высшей реальности (самадхи). Аштанга виняса является стилем рассчитанным на светского жителя ведущего работящий образ жизни, поэтому в каждой практике включены: сила, гибкость, переходы (винясы), энергетические замки (бандхи), концентрация (тхяна), дыхательная техника (уджай пранаяма) и очищение организма (шаткарма) посредством сильного потоотделения, в результате чего практикующий получает комплексное положительное воздействие на весь организм и насыщается колоссальным количеством энергии, предназначенным для духовного преобразования в социуме. Следует сказать, что Аштанга виняса йога является довольно жестким стилем, требующим больших энергетических затрат, рассчитан он на каждодневный тренинг за исключением одного дня в неделю для отдыха и восстановления сил, также являются исключением дни полнолуния и новолуния, когда за счет фаз луны наше сознание перевозбуждено или наоборот слишком расслаблено. Существует два класса тренировок: лэд класс, где ученики повторяют асаны за учителем согласна его подсчету, и майсор класс, где каждый ученик исполняет комплекс в своем ритме а учитель ходит и поправляет их. Главная специфика Аштанга йоги очень динамическая тренировка с большим количеством виняс и отсутствием длительных статик, дыхание все время глубокое грудное, существуют шесть комплексов так называемых серий из четко прописанных последовательностей которые практикующий четко соблюдает и в случае если какая-то асана ему не доступна тренировка заканчивается на данной асане до следующего раза и так каждый раз пока асана не будет усвоена. Аенгар йога - это стиль, стремящийся привести тело практикующего в идеальную анатомическую форму, методом долгих, аккуратных и регулярных тренировок. Аенгар йога выделяется прежде всего изобилием различных вспомогательных инструментов таких как кирпичи, валики, стулья, ремни и одеяла, помогающих практикующему заниматься более аккуратно и осознанно, плавно прорабатывая суставы и мышцы без излишнего напряжения за счет, создаваемых рычагов или облегчений в асанах, также инструменты дают возможность практиковать людям со слабым здоровьем и различными травмами, отстраивая их в выровненные позы максимально приближенные к идеалу. В йоге Аенгара каждая асана прорабатывается отдельно друг от друга без каких-либо виняс, начиная с входа в асану, пребывание в самой асане и выхода из нее, асана отрабатывается довольно длительное количество времени, стремясь обрести максимальную устойчивость в положении тела, стараясь довести его до полного совершенства и симетрии. Удерживая асану в тяжком положении также к практике подключается работа с умом, который вызывает массу дискомфорта и напряжений, когда его игнорируют. Считается, что человек достигший совершенства в некой асане, без усилия может в ней прибывать значительное количество времени в состоянии медитации пока не надоест. Уроки Йоги Аенгара проходят следующим образом, ученики усаживаются вокруг учителя, который расказывает какая асана будит в данный момент выполнятся и дает максимально подробные инструкции по выполнению асаны а также расказывает про их свойства а главное противопоказание и возможные ошибки. Такие инструкции на первый взгляд часто доходят до абсурда, однако именно такие подробные инструкции приближают практикующего к истинному пониманию происходящего, затем ученики отстраивают свои асаны а учитель ходит и всех поправляет. За время занятия отстраивается совсем не значительное количество асан, так как внимание уделяется больше их качеству, длительности и пониманию. Метод Аенгара крайне постепенный, требует невероятного терпения, так как практикующие парой годами отстраивают базовые асаны и не допускаются до более сложных пока их положение в позе и состояние ума не станут безупречны. Одним словом Йога Аенгара - это стиль который подходит каждому и как говорил Аенгар: "Самое важное в занятиях йогой - не техника дыхания, знание асан или гибкость суставов. Самое важное - это расстелить коврик и начать заниматься.". В Индии существовал еще один великий учитель которого стоит упомянуть - Шивананда Свами, в отличии от выше перечисленных учителей он был монахом давшим обет безбрачия. Свами Шивананда создал свой собственный широко известный стиль под названием Шивананда йога в основном предназначенную для людей живущих умиротворенный образ жизни в монастыре (ашраме). В его школе делается акцент на духовное развитие посредством интеграции всех видов йоги: тренировка тела (хатха йога), изучение Писаний (веданта), бескорыстный труд (карма йога), поклонение Божеству (бхакти йога). Стиль основан на пяти основных принципах: правильная тренировка тела (асаны), правильное дыхание (пранаяма), правильное расслабление (шавасана), правильное питание (вегетарианство), правильное понимание происходящего (медитации). Свами Шивананда был врачом, поэтому комплекс он построил изходя из своего собственного терапевтического опыта. Комплекс начинается с суря намаскар в качестве разминки и двенадцати избранных асан, которые в процессе освоения постипенно усложняются, асаны выполняются с длительными задержками и многочисленными подходами (5 раз по 4-5 минут за исключением перевернутых асан одни подход по 10-15 минут), по окончании комплекса асан большое внимание уделяется пранаямам также с колосальным количеством подходов (10-20 раз) и в завершении комплекса медитация. В практике также могут присутствовать различные мантры. Процесс всей практики может занимать примерно 3-4 часа, при полном выполнении. С точки зрения Шивананды Регулярная практика йоги способствует укреплению мышечного тонуса, увеличивает гибкость и силу позвоночника, улучшает работу кровеносной, дыхательной и эндокринных систем нашего организма, способствуя сохранению здоровья и продления молодости. Шивананда не был сторонником аскетических практик, он говорил, что наше тело является вместилищем души и не стоит его изнурять излишней аскезой, чтобы душа себя чувствовала в теле не как на войне а как в священном храме. Уроки шивананда йоги проходят у мужчин и женщин раздельно, преподаватель с учениками не практикует, он сидя в асане задает ученикам упражнения самым простым и доступным образом, затем если требуется поправляет их и так до завершения занятия.

Даниил Немировский